Развитие внимания у детей с нарушением речи

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Детский сад № 50 комбинированного вида "Семицветик"

Развитие внимания у детей с нарушением речи

 

 

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. И по этой причине в коррекционный процесс по преодолению речевых нарушений у дошкольников, включается работа по формированию внимания, памяти, мышления.

Существует несколько  видов внимания, которые можно разбить по определенным признакам: по предмету деятельности – сенсорное, интеллектуальное, двигательное; по направленности – внешнее, внутреннее;

по ведущему анализатору – зрительное, слуховое, кинестетическое.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков. Непроизвольное — не связано с участием воли. Произвольное — включает волевую регуляцию.

 

Произвольное внимание обладает следующими основными свойствами:

1.     Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь.

2.     Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

3.      Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

4.     Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.

5.     Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

 Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Особенности произвольного внимания у детей с речевой патологией ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если дети с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным (требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать) обладающим нужным объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью внимания. О его формировании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

 

Игры и упражнения на развитие внимания

у пятилетних детей

 

1. Рассмотри  и назови предметы, изображённые на картинках.

 

 

 2.  Рассмотри картинки. Расскажи, чем они похожи и чем отличаются.

 

  

3.  Найди каждой варежке свою пару.

 

 

4. Пройди лабиринты, начиная от стрелок.

 

 

  

 5. Рассмотри картинки. Расскажи, чем они отличаются.

Дата последнего обновления страницы 11.05.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения