ФГОС ДО

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Детский сад № 50 комбинированного вида "Семицветик"

ФГОС ДО

 

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён  17 октября 2013 года  Приказом  №1155 Министерства образования  и науки РФ (зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 года, регистрационный № 30384).

   ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

  В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

 

Системно-деятельностный подход в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»

(Александр Пятигорский)

 

     В условиях перехода ДОУ  на  работу по ФГОС  перед педагогом  ставятся задачи  организации воспитательно- образовательной работы  в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход .

    В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

   Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

   Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

    Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

 — ставить цели,

 — решать задачи,

 — отвечать за результаты.

    Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который всегда был системным . Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Что значит “деятельность”? Сказать “деятельность” — это указать на следующие моменты.

   Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

   Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть.pryd

 

 Именно в действии порождается знание.

  Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

 Для этого педагог  ставит ряд вопросов:

 — какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

 — какие методы и средства обучения выбрать;

 — как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

 — как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

  Структура с  позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем:

 — педагог создает проблемную ситуацию;

 — ребенок  принимает проблемную ситуацию;

 — вместе выявляют проблему;

 — педагог управляет поисковой деятельностью;

 — ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

 — обсуждение результатов.

 Основная педагогическая задача:

 Организация условий, инициирующих  детское действие

Чему учить?  Ради чего учить?      Как учить?

обновление    содержания   ценности   образования       обновление средств

 Деятельностный подход предполагает:

 наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность , проектная деятельность, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

 

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "О утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Информационная и научно-методическая поддержка внедрения стандарта осуществляется на федеральном, областном, городском и районном уровнях:

 

Дата последнего обновления страницы 11.05.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения