Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное осуществляется, соответственно, посредством действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Когда ребёнку исполняется пять-шесть лет, большинство родителей задумываются над тем, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе; ведь современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании правил и понятий и, следовательно, в их осмыслении и запоминании, в установлении причинно-следственных связей.
Одна из распространённых причин такого положения - недостаточное развитие у детей словесно-логического мышления, которое начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Опыт работы над развитием речи дошкольников показывает, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, основывающееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - к абстрактному мышлению.
Для детей с речевыми проблемами особенно актуально развитие словесно-логического мышления, так как именно в этот период жизни интенсивно развивается связная речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать.
Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе. Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками в этом станут игры.
1. «Четвёртый лишний» (исключи один предмет, по каким-либо признакам отличающийся от группы предметов, объясни свой выбор).


2. «Какое свойство объединяет каждую группу предметов?» (соедини каждый рисунок с нужным значком).

3. «Соедини предметы так, чтобы они образовали пары, подходящие к понятиям: пушистый - колючий, тяжёлый - лёгкий, холодный – горячий».

4. «Что перепутал художник?» (найди все несоответствия и попытайся объяснить их).

5. «Закончи предложение» (закончи предложение, используя союзы «чтобы», «потому что», подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения).
- Дети сели в лодку, чтобы …
- Мама надела нарядное платье, чтобы …
- Петя закрыл лицо руками, чтобы …
- Катя подняла с земли птенчика, чтобы …
- Мальчик решил переодеться, потому что …
- У Саши заболели глаза, потому что ...
- Машина резко затормозила, потому что ...
- Кот выгнул спину и зашипел, потому что ...