Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Детский сад № 50 комбинированного вида "Семицветик"

Для чего нужны консультации специалистов ребенку с нарушением речи?

 

 

В последнее время мы слышим всё чаще:

«Ребёнок хороший, но неговорящий.

А этот, хоть скажет — но плохо, невнятно,

И что говорит — ничего не понятно».

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять, разобраться и справиться с этим!

 

Действительно, правильная, хорошая речь — это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем. К сожалению, в последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушени­ями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, всё чаще можно встретить ребят, которых отсутствуют или искажены 10—12 звуков, а то и больше. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и на­рушения слоговой структуры, то есть ребёнок не может без ошиб­ки воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п. Нередки и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.

Помимо патологии беременности, родов и заболеваний первого года жизни, причина этих явлений лежит и, как это ни странно, в успехах современной медицины. Надо понять, что раньше такие де­ти просто бы не выжили, а теперь они с нами, но с нами (и с ними) и их проблемы, причём по сложности часто недетские. Поэтому без консультаций специалистов можно пропустить то, что потом даст серьёзные осложнения.

В нашем теле всё взаимосвязано — от пяток до макушки.

Казалось бы, какое отношение к речи имеет осанка? Очень боль­шое. Это и правильное дыхание, и правильная голосоподача, и правильное положение головы во время речи, и предпосылки для здо­ровой жизни в будущем. Большинство детей с речевой патологией имеют нарушения осанки и установки стоп. Поэтому им нужна кон­сультация ортопеда. Он может посоветовать лечебную физкультуру, бассейн, специальную обувь.

Нужно исключить даже небольшое снижение слуха (с ним ребё­нок не услышит глухие согласные, заударные гласные); вылечить заболевания рта и носоглотки, если они есть. Поэтому нужна кон­сультация отоларинголога.

Чтобы не пропустить задержки формирования каких-либо функ­ций психики, необходимых для обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), нужно проконсультироваться у психиатра. Он может посоветовать специальные занятия для раз­вития отдельных познавательных процессов.

При дефектах ротовой полости, особенно зубо-челюстных анома­лиях, дети сталкиваются с целым рядом проблем. Нарушения при­куса, изменение формы и положения зубов, укороченные уздечки могут не только мешать артикуляции, но и привести к деформации лица. Поэтому нужна консультация ортодонта. Он может посовето­вать специальные упражнения, вестибулярные пластинки, брекет-системы, подрезание (пластику) уздечек.

Часто речевые проблемы обусловлены родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанного с неправильным положением костей основания черепа, к которым прикрепляется более трёх десятков мышц. Правильное звукопроизношение зависит и от формы нёба. При описанных про­блемах также нарушается правильное глотание и дыхание, что вы­зывает дыхательные и пищеварительные дисфункции у детей. При этих и многих других проблемах вам поможет остеопат.

Как говорит профессор Б. Р. Ярёменко: «Речевой ребёнок — это ребёнок неврологический с сопутствующей речевой патологией». Поэтому, один из главных специалистов, к которому нужно обра­титься родителям ребёнка с нарушением речи, — это хороший не­вролог. Именно невролог должен решить, нужен ли вашему малышу массаж и если да, то какой; требуется ли лекарственная помощь, физиотерапия или что-либо другое.

В идеале только после всех этих консультаций нужно идти к лого­педу. Обычно же бывает наоборот: плохая речь — идём к логопеду, не понимая того, что это — не единичная беда, а верхушка айсберга проблем ребёнка. И уже логопед посылает к разным специалистам. Они назначают лечение, подбирают наиболее действенные методи­ки, мы ждём от них эффекта, а время — золотое для коррекции вре­мя — уходит навсегда. Или лечение и коррекция идут параллельно. Но это тоже не всегда хорошо: наличие пластинки во рту мешает артикуляционным движениям, особенно в начале ортодонтической коррекции; отвлечение ребёнка на лечебную физкультуру, физиоте­рапию, бассейн, консультации, курсы лечения у различных врачей приводит к пропускам занятий у логопеда и снижению возможных результатов.

Речь — это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа — наличие безусловных рефлексов, нор­мальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Ра­бота логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффектив­на. Это то же самое, что заливать бензин в неисправную машину и протирать в ней окна — она всё равно не поедет, пока не починишь. Поэтому весь комплекс консультаций и лечения мы настоятельно рекомендуем пройти до занятий с логопедом.


О.И. Крупенчук

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"