
|
В последнее время мы слышим всё чаще:
«Ребёнок хороший, но неговорящий.
А этот, хоть скажет — но плохо, невнятно,
И что говорит — ничего не понятно».
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справиться с этим! |
Действительно, правильная, хорошая речь — это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем. К сожалению, в последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, всё чаще можно встретить ребят, которых отсутствуют или искажены 10—12 звуков, а то и больше. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и нарушения слоговой структуры, то есть ребёнок не может без ошибки воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п. Нередки и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.
Помимо патологии беременности, родов и заболеваний первого года жизни, причина этих явлений лежит и, как это ни странно, в успехах современной медицины. Надо понять, что раньше такие дети просто бы не выжили, а теперь они с нами, но с нами (и с ними) и их проблемы, причём по сложности часто недетские. Поэтому без консультаций специалистов можно пропустить то, что потом даст серьёзные осложнения.
В нашем теле всё взаимосвязано — от пяток до макушки.
Казалось бы, какое отношение к речи имеет осанка? Очень большое. Это и правильное дыхание, и правильная голосоподача, и правильное положение головы во время речи, и предпосылки для здоровой жизни в будущем. Большинство детей с речевой патологией имеют нарушения осанки и установки стоп. Поэтому им нужна консультация ортопеда. Он может посоветовать лечебную физкультуру, бассейн, специальную обувь.
Нужно исключить даже небольшое снижение слуха (с ним ребёнок не услышит глухие согласные, заударные гласные); вылечить заболевания рта и носоглотки, если они есть. Поэтому нужна консультация отоларинголога.
Чтобы не пропустить задержки формирования каких-либо функций психики, необходимых для обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), нужно проконсультироваться у психиатра. Он может посоветовать специальные занятия для развития отдельных познавательных процессов.
При дефектах ротовой полости, особенно зубо-челюстных аномалиях, дети сталкиваются с целым рядом проблем. Нарушения прикуса, изменение формы и положения зубов, укороченные уздечки могут не только мешать артикуляции, но и привести к деформации лица. Поэтому нужна консультация ортодонта. Он может посоветовать специальные упражнения, вестибулярные пластинки, брекет-системы, подрезание (пластику) уздечек.
Часто речевые проблемы обусловлены родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанного с неправильным положением костей основания черепа, к которым прикрепляется более трёх десятков мышц. Правильное звукопроизношение зависит и от формы нёба. При описанных проблемах также нарушается правильное глотание и дыхание, что вызывает дыхательные и пищеварительные дисфункции у детей. При этих и многих других проблемах вам поможет остеопат.
Как говорит профессор Б. Р. Ярёменко: «Речевой ребёнок — это ребёнок неврологический с сопутствующей речевой патологией». Поэтому, один из главных специалистов, к которому нужно обратиться родителям ребёнка с нарушением речи, — это хороший невролог. Именно невролог должен решить, нужен ли вашему малышу массаж и если да, то какой; требуется ли лекарственная помощь, физиотерапия или что-либо другое.
В идеале только после всех этих консультаций нужно идти к логопеду. Обычно же бывает наоборот: плохая речь — идём к логопеду, не понимая того, что это — не единичная беда, а верхушка айсберга проблем ребёнка. И уже логопед посылает к разным специалистам. Они назначают лечение, подбирают наиболее действенные методики, мы ждём от них эффекта, а время — золотое для коррекции время — уходит навсегда. Или лечение и коррекция идут параллельно. Но это тоже не всегда хорошо: наличие пластинки во рту мешает артикуляционным движениям, особенно в начале ортодонтической коррекции; отвлечение ребёнка на лечебную физкультуру, физиотерапию, бассейн, консультации, курсы лечения у различных врачей приводит к пропускам занятий у логопеда и снижению возможных результатов.
Речь — это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа — наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна. Это то же самое, что заливать бензин в неисправную машину и протирать в ней окна — она всё равно не поедет, пока не починишь. Поэтому весь комплекс консультаций и лечения мы настоятельно рекомендуем пройти до занятий с логопедом.
О.И. Крупенчук