Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Детский сад № 50 комбинированного вида "Семицветик"

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

 

 

Речь тесно связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение развиваются при непосредственном участии речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Хорошая память необходима в дальнейшем для успешного обучения в школе. При оценке готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является уровень развития памяти.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. Коррекционно-развивающее обучение ребенка с речевыми недостатками, включает в себя не только развитие речи, но и развитие всех психических процессов. Специально подобранные игры и упражнения помогают развивать у детей все виды памяти. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Виды памяти: образная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи; двигательная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения; эмоциональная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства; зрительная память   связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая память   это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков; словесно-логическая память   это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

У детей трех-четырех лет память непроизвольна. Ребе­нок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить или вспомнить, он пока не владеет специальными способами для этого. Он запоминает то, что было интересно, ново, необычно, эмоционально значимо. Звучность, ритмич­ность и смежные рифмы совершенных по форме стихот­ворений способствуют их легкому запоминанию. Чем бо­лее осмысленный материал запоминает ребенок, тем за­поминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошколь­ников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Произвольная память начинает формироваться у де­тей с четырех-пяти лет. Сознательное, целенаправлен­ное запоминание и припоминание возникают только эпизодически и проявляются в игре, при выполнении по­ручений взрослых, во время занятий. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольника, именно в про­цессе игры, а не многочасового занятия ребенок может с легкостью запомнить и воспроизвести трудный для него материал.

В пять-шесть лет у ребенка начинает формироваться произвольность памяти. 
К шести-семи годам у ребенка возникают произ­вольные формы психической активности:  он может целенаправленно вести наблюдение. Элементы произ­вольной памяти появляются с того момента, когда ре­бенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. В этот период развитие памяти является доминирую­щим, взрослый может обучать ребенка приемам класси­фикации, группировки предметов и явлений, методам мнемотехники.

 

Игры и упражнения на развитие

памяти у пятилетних детей

 1.     Рассмотри картинки. Постарайся запомнить все предметы. Закрой страницу и вспомни, что было нарисовано.

 

 2.     Запомни все фигуры. Закрой их ладошкой, постарайся вспомнить и нарисовать.

 

 3.     Прослушай слова, запомни их и повтори. 

Кот, книга, самолёт, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ.  

4.     Прослушай и запомни ряды слов. Выложи картинки в строгом соответствии с прозвучавшими словами (снегирь, рюкзак, фонарь, дерево).

 

5.     Рисование по словесной инструкции.  Нарисуй вазу для фруктов,  справа от которой находится яблоко, а слева – груша.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"