Речь тесно связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение развиваются при непосредственном участии речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Хорошая память необходима в дальнейшем для успешного обучения в школе. При оценке готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является уровень развития памяти.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. Коррекционно-развивающее обучение ребенка с речевыми недостатками, включает в себя не только развитие речи, но и развитие всех психических процессов. Специально подобранные игры и упражнения помогают развивать у детей все виды памяти. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Виды памяти: образная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи; двигательная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения; эмоциональная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства; зрительная память — связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков; словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
У детей трех-четырех лет память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить или вспомнить, он пока не владеет специальными способами для этого. Он запоминает то, что было интересно, ново, необычно, эмоционально значимо. Звучность, ритмичность и смежные рифмы совершенных по форме стихотворений способствуют их легкому запоминанию. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.
Произвольная память начинает формироваться у детей с четырех-пяти лет. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание возникают только эпизодически и проявляются в игре, при выполнении поручений взрослых, во время занятий. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольника, именно в процессе игры, а не многочасового занятия ребенок может с легкостью запомнить и воспроизвести трудный для него материал.
В пять-шесть лет у ребенка начинает формироваться произвольность памяти.
К шести-семи годам у ребенка возникают произвольные формы психической активности: он может целенаправленно вести наблюдение. Элементы произвольной памяти появляются с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. В этот период развитие памяти является доминирующим, взрослый может обучать ребенка приемам классификации, группировки предметов и явлений, методам мнемотехники.
Игры и упражнения на развитие
памяти у пятилетних детей
1. Рассмотри картинки. Постарайся запомнить все предметы. Закрой страницу и вспомни, что было нарисовано.
2. Запомни все фигуры. Закрой их ладошкой, постарайся вспомнить и нарисовать.

3. Прослушай слова, запомни их и повтори.
Кот, книга, самолёт, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ.
4. Прослушай и запомни ряды слов. Выложи картинки в строгом соответствии с прозвучавшими словами (снегирь, рюкзак, фонарь, дерево).




5. Рисование по словесной инструкции. Нарисуй вазу для фруктов, справа от которой находится яблоко, а слева – груша.
